Главная \ Маме на заметку \ Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Первое, на что обращаем внимание во время знакомства с гиперактивным ребёнком - его чрезмерная и какая-то «беспорядочная» активность. Еще будучи младенцем такой ребёнок непонятным образом ухитряется выпутаться из пелёнок, стоит только на секунду отвлечься. Обычно такой ребёнок имеет проблемы со сном. Не существует такого шкафа, какой бы он не сумел открыть, стола, на который бы он не залез. С самого начала малыш не ходит, а бегает. Никакие попытки повлиять на него не действуют.
У таких детей всё в порядке с памятью и пониманием языка, просто они не умеют сдерживаться. В очередной раз, созорничав или поломавши что-то, ребёнок искренне расстраивается и сам не понимает, как такое могло случиться.
Обычно гиперактивный ребёнок не злой и не агрессивный. Но во время драки, когда отказывают и без того слабые тормоза, он может проявить неконтролируемую жестокость, его очень тяжело остановить.
Не стоит также ждать от такого ребёнка чуда понимания. Но это не означает, что является чёрствым эгоистом, как это может показаться на первый взгляд. Просто оценка чувств и состояния другого человека - достаточно сложная аналитическая работа, которая требует значительной концентрации внимания. А вот с этим у гиперактивного ребёнка - проблемы! Лучше скажите ему, что вы чувствуете после его «выходок»: «Меня раздражает то или это...» Таким образом ребёнок может установить адекватную обратную связь со своим поведением: «Когда я делаю это, мама чувствует то или другое...». Ребёнок чётко усвоит это соответствие и, возможно, будет учитывать вашу реакцию на свои поступки.
Очень часто такие дети начинают говорить позже своих ровесников, а если даже и вовремя, то их мало кто понимает, так как две третьи звуков они часто вообще не выговаривают. В таких случаях не обходится без помощи логопеда.
Но настоящие проблемы гиперактивного ребёнка и его семьи начинаются уже на этапе подготовки к школе, и ещё больше обостряются в первом классе. Как правило, на умственные способности и сообразительность таких детей учителя и родители не жалуются, однако сосредоточиться такому ребёнку абсолютно не под силу. Например, во время выполнения домашнего задания, он может быстро и легко отвлечься и уже через минуту рисовать в тетради или просто смотреть в окно.
Важно заметить, что учителя начальной школы в основном не рассматривают в подобном поведении гипердинамического синдрома и не считают его симптомом болезни. Чаще они воспринимают гиперактивных детей как плохо воспитанных. В лучшем случае, если родители вызывают у них симпатию, можно услышать что-то на подобие: «Ваш ребёнок способный, но такой непоседа!» Ведь выходки гиперактивного ребёнка неисчерпаемы и всегда неуместны. Поэтому управиться с таким ребёнком учителю очень тяжело. На перемене - беспорядочная, какая-то сумасшедшая беготня. Ни одна драка не проходит без его участия - накопленная энергия время от времени требует выхода. К тому же, чем больше его ругают, тем хуже он себя ведёт. Нервная система гиперактивного ребёнка, которая и так работает с перегрузкой, получает при этом дополнительные эмоциональные стимулы. Ребенок живёт в состоянии непрерывного стресса. Идя утром в школу, он точно знает, что у него опять будут проблемы и его опять будут ругать. «Чем хуже, тем лучше!» - вот так сформулирован его лозунг. Часто такой ребёнок «опускает руки» и, как результат, попадает в неблагополучную среду или начинает болеть.
Почему же происходит «сбой»?
Одна из гипотез связывает проблему гиперактивности ребёнка с последствиямитравм, нанесённых ребёнку в процессе родов. Другая считает, что вместе с возможной травмой также имеет место нарушение биохимического баланса в центральной нервной системе или нарушение кровообращения головного мозга.
Вследствие тех или иных причинмозг ребёнка получает небольшие повреждения, поэтому часть его клеток не функционирует. Другие, здоровые нервные клетки, постепенно перенимают на себя функции повреждённых, и сразу же начинается процесс восстановления. В то же время ребёнок учиться сидеть, ходить, говорить. Его нервная система работает с двойной нагрузкой, поскольку и на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия.
В нервной системе происходят два основных процесса - возбуждение и торможение. Если имеет место гипердинамический синдром, то поражаются в основном те структуры, которые отвечают за процессы торможения. Поэтому ребёнок такой непоседа, ему очень трудно сосредоточиться и сконцентрировать внимание. А в случае возникновения стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, к контрольной работе или тестированию) необходимость в энергии резко возрастает, и нервная система ребёнка не может справиться со своими заданиями.
Если всё хорошо складывается, функции повреждённых клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, необходимые связи восстановлены ( в основном это случается до 14 - 15 лет), и проявления синдрома окончательно проходят. Следует заметить, что до этого момента очень важно удержать интерес ребёнка к учёбе, а главное - верую в себя.
Поэтому часть регуляторных функций должны взять на себя родители.
В первую очередь гиперактивному ребёнку необходим строгий режим дня, и стабильный, правильно организованный домашний микроклимат.
Следует помнить, что мир для маленького ребёнка-это чудо. Всё встречается впервые. Каждый день происходит так много нового, непонятного, неизведанного, поэтому необходимо, чтобы хоть что-то в этом мире находилось на своём месте и регулярно повторялось. Например, если каждый день в 8 вечера включается зелёное освещение, принимается тёплая ванна или душ, читается сказка, а потом сразу спать и «никакого телевизора», то постепенно в мозгу ребёнка вырабатывается условный рефлекс на сон. «Беспорядочная» активность - это реакция ребёнка на непредвиденную ситуацию, на стресс и усталость.
Эффективным методом в борьбе с гиперактивностью является закаливание, например, обливание холодной водой.
Холодная вода - это стресс для организма. Он не понимает, что случилось, но готовится отбить атаку. Надпочечниковые железы выделяют гормон стресса - адреналин, который начинает работать там, где у нас «слабое место». Процедуры закаливания в первую очередь влияют на чрезмерное психомоторное напряжение в коре головного мозга, так как именно оно мешает ребёнку заснуть тогда, когда очень хочется спать. Кроме того, во время обливания или контрастного душа, мышечные клетки, которые находятся на стенках сосудов, тоже закаляются. Тренированные сосуды имеют лучшую сопротивляемость нагрузке, лучше все органы и системы кровью, в том числе и головной мозг.
Для гиперактивного ребёнка очень важно много двигаться. В нервной системе такого ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Чрезмерное психомоторное возбуждение само по себе никуда не денется, ему надо иметь «выход». Наиболее естественным каналом такого «выхода» является физическая активность, но обязательно структурированная и кем-то руководимая. Это могут быть регулярные занятия физкультурой в школе или в спортивной секции, кружки народного танца, театральная студия, гимнастика, бег, плавание. Ведь это не просто беготня, а организованная деятельность со смыслом и ритмом.
Обязательно найдите «позитивный ресурс» ребёнка- то, что у него хорошо получается, то, чем он любит заниматься. Возможно, он хорошо играет в футбол, поёт или рисует. Главное, чтоб таким ресурсом не являлось сидение около компьютера или телевизора.
Полноценное развитие гиперактивного ребёнка возможно только в социуме - в коллективных играх, победах и поражениях. Необходимо тренировать способность концентрироваться с помощью развивающих игр.
Однако главное задание родителей - постоянная поддержка ребёнка и повышение его самооценки. «Мы любим тебя и принимаем таким, какой ты есть», «Мы - вместе, поэтому всё будет хорошо!»




*Имя:


*E-mail:


*Текст:


*Введите код, изображенный на картинке:
  


Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!