Главная \ В каждом рисунке солнце \ Рисование и здоровье

Рисование и здоровье

В мире уже давно возник и получил широкое распространение термин - арттерапия. Подобное лечение проводится обычно с малышами в терапевтических целях, а также с детьми страдающими неврологическими и психическими растройствами. Вылечить ребёнка с помощью рисования - вот цель, которую преследует этот метод.
  Не секрет, что уже начиная с 2-3 летнего возраста дети активно начинают рисовать. Они изображают всё, что их окружает: людей, животных, предметы. Рисуют на бумаге, асфальте, обоях. К сожалению, со временем у многих детей это увлечение проходит.
   Интересно проследить "эволюцию" детского рисунка. Начиная с "каля-маля" и до осмысленных многослойных творческих работ юных художников. Но почему же со временем интерес к рисованию ослабевает? Возможно, основные причины здесь - психологическое и физиологическое развитие ребёнка.
   В начале жизни особенно важно развитие зрения и мелкая моторика рук. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от хаотического восприятия пространства к таким понятиям, как вертикаль, горизонталь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает координацию. Дети знакомятся с красками, получают новые цвета, смешивая их. При этом важно, чтобы ребёнок не останавливался в своих открытиях на какой-нибудь определённой краске. Акварельные, масляные, гуашь - всё должно идти в ход. При этом не стоит забывать и про карандашные рисунки. Всё это поможет детям в осмыслении окружающего их мира.
   Рисование для ребёнка - это интересная и творческая работа. Даже на начальном этапе, когда малыш ещё не может полноценно изобразить всё, что видит, его рисунки содержат определённую информацию, важную для отражения детского мировосприятия. Совершенствование качества рисунка - это результат пространственного и двигательного развития крохи. Примерно до шести лет дети вообще не признают пространственного изображения, рисуя, как правило, только вид спереди.
   Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Рисуя, ребёнок излагает своё знание об объекте, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей. Дети рисуют не объект, а обобщённое знание о нём. Например, рисуя ёлку они обязательно нарисуют на ней игрушки и звезду. Таким образом, мы можем сказать, что ребёнок общается с внешним миром с помощью рисунка.Будучи напрямую связанным со зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
   Почему же ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции. На первые позиции выдвигается слово, позволяющее с большей лёгкостью, чем рисование, передать сложность событий и отношений.
    Желание рисовать иногда просыпается снова при некоторых психических заболеваниях. Встречается даже так называемое "неистовое рисование", когда больные рисуют также увлечённо, как в детстве. Во время обострения болезни так рисуют даже профессионалы. М.Врубель, например, наносил с неимоверной скоростью различные изображения на одно и то же место. Но самое удивительное во всём этом, что тяга к рисованию обычно прекращается при улучшении состояния здоровья.
   Рисование широко используется в лечении неврозов или для снятия психического напряжения. Считается, что человек по своей природе творец, но его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и обычно не реализуются. Создавая особые психологические условия, побуждая человека к рисованию, можно разбудить его творческие наклонности, которые способны привести психику в состояние равновесия. Важно следующее: изображая переживания человек может освободиться от гнетущих его мыслей и отрицательных эмоций. Снятие или уменьшение эмоционального напряжения происходит за счёт того, что отрицательные переживания во время рисования испытываются заново, но в безопасной для личности ситуации. В процессе рисования человек использует иной способ оценки происходящего, переходя на образный язык вместо слова. В творчестве достигается максимальное самовыражение, и к тому же "этот язык не лжёт".
     Проверьте на себе лечебные возможности рисования. Возьмите краски и порисуйте перед сном, стараясь поточнее изобразить то, что вас сейчас беспокоит. Вы удивитесь эффекту, который может наступить, а возможно и самому рисунку.

    В основу положена статья к.м.н. Р.Хайкина