Главная \ Семейное чтение \ Скороговорки \ Секреты скороговорок

Секреты скороговорок

В самом названии скороговорки содержится условие быстро произносить слова. Но звуки, которые мы обычно произносим легко и просто здесь выговариваются с большим трудом. Распределение звуков в скороговорке предпологает затруднённое построениен движений речеобразующих органов.
   Во фразе "Шла Саша по шоссе..." нарушен порядок следования глухих согласных (ШСШШС). Кончик языка словно запутывается между передним нёбом (место образования щелевого звука "Ш" ) и зубами (место образования другого щелевого звука "С"). Составим фразу правильным образом "Нашла саша посошок", и скороговорки не будет (ШСШСШ).
  В этом случае осознание последовательности оказывает нам плохую услугу. Но в другом случае "На дворе трава, на траве дрова", последовательность соблюдена. Надо лишь задуматься что на чём лежит. Однако, скороговорка всё равно вызывает трудности при произнесении.
   Причина в том, что эти скороговорки построены таким образом, что возникающая у говорящего установка на правильный ряд звуков, как бы вводит в заблуждение речеобразующие органы и в первую очередь - язык.
   Принцип построения другого типа скороговорок довольно прост: чем больше звуков окажется в предударном положении, тем труднее их внятно произнести. Например:"Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить" или "сшит колпак, да не по-калпаковски". В скороговорке:"Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали" большинство людей не может правильно произнести послеударные слоги.
    Дефектологам хорошо известно, что дети с растройствами речи, с невнятным произношением часто не могут воспроизвести простой ритм, который отбивает преподаватель.

Выработка умения ритмически организовывать текст, првильно делать паузы - залог развития разговорной речи и выразительного чтения.

В основу положена статья В. Хромова